Авиакомпании самостоятельно оценят качество топлива

Минтранс предлагает отменить сертификацию топливно-заправочных комплексов (ТЗК) аэропортов. Заправщики предупреждают, что это может снизить качество топлива.

Минтранс предлагает внести поправки в Воздушный кодекс, отменив сертификацию аэропортов, в том числе и ТЗК, следует из законопроекта, опубликованного на сайте министерства (подробнее см. врез). Документ уже направлен на согласование в профильные министерства и ведомства, говорит сотрудник Минтранса.

Сейчас все ТЗК обязаны проходить сертификацию в Росавиации и подтверждать ее раз в три года. Специалисты ведомства проверяют на соответствие федеральным авиационным требованиям персонал, технологии, лаборатории ТЗК.

Эти правила осложняют доступ новых игроков на и без того монополизированный рынок ТЗК, объясняет чиновник Минтранса, при этом государство тратит на организацию сертификации 3-5 млрд руб. в год. А качество этих мероприятий зачастую страдает, сетует чиновник. После отмены сертификации ТЗК на рынке станет больше игроков, а значит, цены на топливо упадут, надеется чиновник.

По его словам, по замыслу Минтранса проверять качество керосина должны будут его поставщики — НПЗ и потребители — авиакомпании.

Эти меры могут привести к ухудшению качества топлива, уверен представитель «Аэрофьюэлз-групп» (владеет 16 ТЗК). По его словам, группа провела экспертизу законопроекта и предупредила о рисках Минтранс, Росавиацию, Минэкономразвития и Госдуму. «Взамен успешно функционирующей системы сертификации» ТЗК устанавливается лишь обязанность оператора аэродрома «обеспечить функционирование системы управления безопасности полетов», при этом каких-либо требований к этой системе в законопроекте не установлено, написал председателю Госдумы Сергею Нарышкину гендиректор «Аэрофьюэлз» Владимир Спиридонов (копия письма есть у «Ведомостей»). Более того, так совпало, что контроль за НПЗ, поставляющими керосин, тоже будет ослаблен, продолжает он: в силу вступает техрегламент Таможенного союза, по которому НПЗ тоже не подлежат обязательной сертификации. А значит, качество керосина будет контролироваться лишь внутренними службами заводов, объясняет он.

До сих пор система сертификации ТЗК и НПЗ функционировала как часы, добавляет сотрудник крупной ТЗК: «Зачем менять то, что хорошо работает?»

В Европе и США, где ситуация с безопасностью полетов минимум не хуже, контроль за топливом осуществляют авиакомпании и НПЗ, успокаивает чиновник Минтранса, отмечая, что проект еще будет дорабатываться.

Пробел по контролю за топливом восполнят сами авиакомпании, уверен сотрудник «Шереметьево»: перевозчик должен быть на 100% уверенным в качестве топлива, ведь именно он несет ответственность за безопасность пассажиров. А вот плату за дополнительную экспертизу авиакомпании скорее всего переложат на пассажиров, предупреждает он: стоимость билетов может вырасти.

Сейчас у перевозчиков нет достаточного опыта осуществлять контроль за качеством топлива, считает гендиректор «Сибири» Владимир Объедков: пробы нужно делать в лабораторных условиях, а пока авиакомпании лишь осуществляют визуальный контроль керосина перед заправкой в крыло. При отсутствии контроля на самой ТЗК этого явно будет недостаточно, продолжает он.

Стремление чиновников к демонополизации рынка — правильная вещь, говорит руководитель аналитического департамента «Авиапорта» Олег Пантелеев, но снижать требования безопасности нельзя ни в коем случае.

Нынешние стандарты тоже не страхуют от проблем, сетует сотрудник «Аэрофлота»[Image]: в декабре прошлого года Бермудский департамент гражданской авиации (где зарегистрирована большая часть самолетов отечественных авиакомпаний) подозревал, что в топливе ТЗК «Шереметьево» есть остатки микробиологической коррозии трубопровода. Но топ-менеджмент ТЗК «Шереметьево» опроверг тогда факт проблем с топливом, напоминает он. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.

Об этом сообщает ВЕДОМОСТИ Екатерина Соболь